* * * Может ли любовь быть без-ум-ная? Нет. Без-ум-ная может быть влюбленность, страсть. Но когда «пожар» страсти затухает, то от любви иногда остается лишь зола или воспоминания об огне и его красоте. В любви всегда присутствует ум, и чем «умнее» любовь, тем глубже она. Такая любовь умеет всё понять в любимом, поэтому и простить, о-смысл-ить, т.е. найти смысл, причины тех или иных качеств и состояний. Даже если любят только тело, его красоту, – это тоже конструкция ума, ведь это ум сказал: «Он (она) красив(а)», ибо соответствует моему эталону красоты (т.е. ум осуществляет операцию сравнения человека с идеалом красоты данного субъекта). Отсюда любовь может быть: а) телесной – любят тело, его красоту. Она часто проходит с исчезновением красоты тела; б) душевной – любят душу, душевные качества: доброту, честность и т.д. Это очень прочная и глубокая любовь, так как качества человека, как правило, не изменяются всю жизнь, но при условии, что вы адекватно воспринимаете их. Т.е. доброта, например, не оказалась красивой маской. Тогда – крах любви и очень болезненный. Обрыв отношений в таких случаях очень быстрый и резкий; в) духовной – любят дух, духовность, ум человека, его устремленность к высшим ценностям: Истине, Доброте, Красоте, его святость. Ум тоже на всю жизнь. Такая любовь тоже прочная. Как правило, в третьем случае любовь гармонична, если человек действительно умный. Т.е. и душа, и тело, и дух совершенствуются и стремятся к Красоте: а) красоте тела, б) красоте души, в) красоте духа (разум, мысли). Если же ум только абстрактный, а конкретные явления человек внутри себя не о-смысл-ивает, не анализирует себя и свои отношения с миром, то могут возникнуть ситуации: «умный тиран, деспот», «умный, но жестокий», «умный и бесчувственный» и т.д. В этом случае – дисгармония в любви, ведущая к конфликтам, непониманию, неприятию, отторжению, «синусоидам» (т.е. от «+» к «–» и т.д.), «всплескам» эмоций и чувств. * * * Ревность без-ум-на. Человек, ревнуя, весь во власти аффекта. Он теряет способность о-смысл-ения происходящего. Поэтому может в порыве (само слово от «рыв», рывок, волнение, эмоция, резкое движение) ревности может совершить без-ум-ные поступки. Если же ревность пронизывает всю жизнь – это уже не состояние, а болезнь, невроз навязчивых состояний. Причина: не-у-вер-енность в себе, отсюда – недоверие к Другому. Основа: чувство собственной неполноценности. Причина – неадекватная оценка себя и своих возможностей, своего характера взаимоотношений с миром. Выход: самоанализ, уход от эмоций к рассудку, разуму. * * * Человек – это крест, то есть единство вертикали, Космоса, Бога и горизонтали, земного, биологического. Таким образом, он религиозен, космичен по своей природе. Ликвидация вертикали приводит к «огоризонталиванию», «оплощению», заземлению, оживотниванию, т.е. деградации человека, расщеплению его «Я». * * * Вся культура религиозна, вертикальна по своей природе. Ибо культура – это культ, т.е. стремление к вертикали, Богу, Космосу, вечности. * * * Душа «naturaliter religiosa» (по природе религиозна – лат.). * * * 12.04.1999г. Творчество, оно, т.е. среднего рода. Но какого же «оно» рода и как рождается? Рожает женщина. Значит, творец «женщина». Т.е. независимо от физического пола творца, духовно он – женщина. Особенно ярко это проявляется в искусстве, где чувствуется «женская» чувствующая, чувственная душа. Художник глубоко чувствует, как «женщина», и передает свои чувства с помощью красок, нот, слов. А в науке? Там больше не чувств, а разума, не души, а духа, Логоса. Логос творит в науке. Здесь превалирует мужское. А как же «рожать» мужчине? И вновь чувство, как предчувствие, интуиция, которая «подсказывает» ученому идеи, которые он оформляет разумом. Опять-таки, Логос-разум «оплодотворяет» душу ученого и рождается идея. * * * Религия – опиум народа. Опиум принимают в тяжелые моменты жизни, чтобы стало легче, потом привыкают, тянет к радости, опьянению. Хочется вновь опьянеть, и вновь тянутся к религии, где все радуются, как наркоманы, опьянев от радости. Но чему они радуются? Нам, Богу, жизни? Нет, нет, нет. Это – «радость-для-радости», опьянение ею, сладкое опьянение. * * * 25.041999г. Любовь – это когда кто-то, или что-то «входят» в тебя и становятся частью тебя. Эти кто-то или что-то могут доставлять тебе радость или горе, гордость или унижение, но ты не можешь уйти от них, как не можешь «уйти» от себя, ведь они в тебе. Другое дело, что характер любви зависит от твоей способности любить: себя и тех, кто «в тебе». Уметь радоваться себе, а значит, другим, уметь прощать себе, а значит, других, уметь быть справедливым к себе, а значит, к другим, уметь нести ответственность самому за себя, а значит, и за других, которых ты любишь. Если ты не умеешь любить себя, то не сумеешь любить и других. Ты будешь лишь мучить себя и других. Умел принять себя в своей таковости, сумеешь принять и других в их таковости. Если ты деградируешь, то деградирует и твое отношение к тем, кого ты любишь, ведь они в тебе; если ты гармонизируешься, то гармонизируется и твое отношение к тем, кого ты любишь. Другое дело, влюбленность. Здесь, как правило, преобладают эмоции, здесь «любят» за что-то, здесь человек – не в, а рядом. И в мыслях он (она) рядом, а не в. Здесь ориентация на радость, на эгоистичное получение радости (удовольствия). Когда радость (удовольствие) уходит, исчезает то, за что ты «любил», то исчезает и влюбленность. Но ведь когда в нас что-то исчезает, мы не «уходим» от себя, как же «уйти» от любимого, если он в тебе? Можно «убрать» себя от себя самоубийством (крайняя степень неприятия себя) или Другого убийством (крайняя степень неприятия Другого). Но будет ли это разрешением проблемы, судьбы, развяжет ли это «узел» кармы или завяжет еще больше этот «узел»? * * * 26.04.1999г. Человек видит в других только то, что есть в нем (так как все мы – зеркала). Если человек говорит о чем-то: «Это чушь», то в нем есть «чушь», если он говорит: «Ты виноват», значит, сам виновен, если говорит: «Прекрасно», значит, в нем есть прекрасное, если говорит: «Дилетантизм», значит, в нем есть дилетантизм, если говорит: «Это не по-философски», значит, в нем «не по-философски», если говорит: «Это не красиво», значит, в нем «не красиво» и т.д. Более того, акцент делают в Другом на свою болевую точку. Например, «У него много эмоций», значит, у тебя самого много эмоций и т.д. * * * 28.04.1999г. Поцелуй в лоб – благословение, в щеки – умиление, ласка, в губы – страсть. * * * Привязанность к людям, вещам – рабство. Тогда ты становишься рабом людей, вещей, а они – твоими рабовладельцами, властелинами. Они управляют тобой, ты зависишь от них. Рабская «любовь» заслуживает отношения к человеку как к рабу, свободная любовь ведет к свободному отношению. Любовь свободна. Нельзя заставить любить. * * * Мое слияние с водой в море, когда я плаваю, – это «океанический» экстаз, возврат в лоно матери, утробные воды, растворение в них, открытость Космосу, единство с природой. * * * 29.04.1999г. Физический мир отражается нашими физическими чувствами. Каков он вне нас? Не знаю. Но, безусловно, не таков, как его отражают наши физические чувства. Это лишь физическое отражение мира. Аналогично и психический мир. Существует ли он, или это порождение нашей психики? Порождение или отражение? А если отражение, то, что психика отражает? Как соотносятся физический мир и психический мир, может, как атмосфера и ноосфера, как разные ноты друг с другом? Это разные энергетики, энергии, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, отражаются нашими чувствами и о-со-знаются нами. Они существуют объективно, отражаются субъективно. * * * Как атомы соединяются и разъединяются, образуя разные тела, так и дхармы (монады) соединяются и разъединяются, образуя различные «души тел». Это так же естественно, как и появление, развитие, умирание, разложение и вновь рождение физических тел. Человек зарождается, растет, живет, умирает, тело его распадается (разлагается, гниет), соединяясь с «землей» и т.д. Так и душа человека рождается, развивается, умирает, распадается, претерпевает изменения и вновь рождается. Закон сохранения энергии вездесущ. * * * Об относительности истины. «Человек мал», – сказал слон. «Человек велик», – сказал муравей. «Он ходит медленно», – сказал слон. «Он шагает огромными шагами», – говорит муравей. Кто прав? Рационален ли мир и человек? – Да. Антиномичность неразрешима безотносительно, но в определенных пределах антиномичность разрешима, т.е. каждый прав со своей точки зрения, своего места взгляда. * * * 6.05.1999г. Нельзя идти к Истине по дороге лжи. * * * Если человеку все позволить, он «сядет вам на голову». Почему? Так как мы не умеем любить, быть свободными и нести ответственность за свои поступки. Не знаем себя и неосознанно относимся к жизни. Поэтому каждому нужен «наставник-контролер»: ребенку – родители, мужу – жена, жене – муж, гражданам – государство, людям – Бог. Только мудрецы становятся богоподобными и не нуждаются в контроле, ибо они самодостаточны, свободны и умеют любить, обладают высоким уровнем самосознания, осознания действительности и последствий всех слов и поступков. Внешне они пассивны (молчаливы, неторопливы), а внутренне активны (мысль постоянно работает). * * * Современный человек окружает себя «шумами» (музыка, радио, люди и т.д.) ибо, оставшись в тишине, он лишится информации извне и вынужден будет быть наедине с самим собой, а этого он боится, так как внутри или пусто или такое делается, что лучше туда не заглядывать... Так человек становится «внешним», теряет измерение глубины, растворяясь вовне, теряет себя, свой внутренний мир, свое «Я». * * * Ответить на вопрос: «Любит или не любит меня тот или иной человек» могу только я и никто другой, ибо его любовь направлена на меня, а не на других (причем, это не обязательно выражать в словах или действиях, и даже мыслях, волны бессознательного также направлены на тех, кого мы любим, и фиксируются ими иногда бессознательно также). В результате тот, кого мы любим, может не знать, но чувствовать нашу любовь, иногда инстинкт говорит: «Мне кажется, что меня любит N», хотя N говорит: «Я Вас не люблю». Чаще в этом случае прав не N, а «Я». * * * Для поколения, выросшего при социализме, характерен социальный инфантилизм – надежда и упование на помощь и поддержку государства во всех сферах деятельности, и даже личной жизни. Крушения мифа «государство – отец и мать, оберегающее своих чад-граждан» ведет к состоянию экзистенциальной фрустрации, когда без помощи государства человек не может, а государство помогать не хочет. Следствия этого: 1) невроз; 2) деградация, нравственное падение; 3) «взросление», которое возникает двумя путями: а) заработаю и буду жить сам без надежды на кого-либо, в том числе государство, любыми средствами; б) выживу и останусь человеком, борясь, преодолевая трудности, конкуренцию, но не уроню своего человеческого достоинства. ПРОДОЛЖЕНИЕ... Вернуться к содержанию
|