На определенном участке моего жизненного пути, в 1988 году, возможно,
вследствие того, что я встала на Путь (мне кажется, что я встала на Путь в 1987
году, когда, будучи атеисткой и коммунисткой в социалистической и атеистической
стране СССР, мне захотелось почему-то (не знаю почему) написать кандидатскую
диссертацию по философии о духовности. Хотя предпосылки для этого были намного
раньше, возможно, в раннем детстве, когда мне хотелось здороваться со всеми подряд и всё, что у меня есть,
отдавать другим людям; возможно, когда я получила «крещение огнем», упав во
время детских игр в костер; возможно, в юности, когда где-то в 16 лет, не слыша
еще ни от кого слово «истина», ко мне пришел (не знаю откуда) вопрос: «Что есть
истина?», и была очень удивлена, когда, встретившись с философией, узнала, что
этот вопрос задавали еще древнегреческие философы), у меня исчезло желание и
потребность написания обширных философских трактатов. Писать длинные статьи, не
говоря о книгах, не хотелось.
Сначала я объясняла себе это глубоким нервным потрясением и депрессией,
которая у меня была в тот период. И хотя мысли из меня «вылезали», как булавки
из головы Страшилы в «Волшебнике Изумрудного города», но это были только
мысли-инсайты, которые я тут же (иногда выбегала из ванны, или вскакивала с
постели, или в транспорте) записывала. Но развивать их, «размывать» водой, не
хотелось.
Поначалу я сравнивала себя с Ф.Ницше, который, будучи в состоянии нервной
болезни, изнуряющей его до изнеможения, был часто просто не в состоянии долго
писать, и большинство его творений напоминают афоризмы на тему о… Но потом,
когда нервное возбуждение спало, и я начала выходить из депрессии, желание
писать крупные «формы» не только не появилось, но и начало казаться просто не
нужным.
Допускаю вероятность того, что здесь не обошлось без влияния мудрости
Востока, которой я стала увлекаться. Мудрость Востока – это «философия
кап-кап», т.е. каждая мысль того или иного мудреца капает как капля с Неба на
Землю, а мудрец лишь тот, через кого проходит эта капля, и, возможно, тот, кто
способен перевести язык Небес на земной язык, кто способен услышать, воспринять
эти «кап». Капли могут быть маленькими, отрывистыми, могут быть большими, так
что маленькое озеро мысли образуется, чистое и глубокое такое озерцо, но в этом
озерце, в этих каплях океан мудрости.
Со временем я все более укреплялась в мысли, что «философия кап-кап», или
в более рациональном звучании «философия инсайта (озарения)» – это высшая
мудрость (ибо она Небесного, Божественного происхождения), «вертикальная
мудрость» (в отличие от «горизонтальной мудрости» социального происхождения,
почерпнутой от других людей). В этой философии философ говорит не: «Я мыслю, я
считаю», а: «Ко мне пришла мысль, Он, Бог, Высший Разум так, вероятно,
считает». «Философия кап-кап» древняя, как мир. Мудрость Востока, мистика – это
«философия кап-кап». Но… Мистики
абсолютизируют иррациональное, каждая религия Востока абсолютизирует свой Путь к Истине. Мне представляется,
что Истина не доказывается, не утверждается, человек сам приходит к ней, она поселяется
в нем и живет в нем, он светится Истиной, но не провозглашает
(не навязывает!) ее, как светится Леонардо да Винчи в своей «Джоконде». И хотя
источник высшей Истины един, но «пьют» из него «воду» многие и каждый ощущает
ее вкус по-своему. Это естественно. Это прекрасно, как прекрасен каждый луч
Солнца. Ведь мы не будем спорить о том, кто из нас более адекватно воспринимает
Солнце (астрономы могут сказать: «Телескоп»), так и Высшая Истина, не даром ее
сравнивают с Солнцем.
Дополнение 1
Возможно, мои размышления по-кажутся некоторым из вас чем-то давно
известным, тривиальным и даже абсурдным. Но, во-первых, ничто не ново в
подлунном мире и все, что кажется новым – либо забытое старое, либо еще не
известное нам; а во-вторых, мои размышления, как и всё в этом мире много-мерны,
и хаос, абсурд, «давно известное» – это лишь одно, внешнее измерение, покров,
под которым скрываются крупицы Истины, которую найдет тот, кто ищет Истину сам, а не ждет, пока ее дадут другие в «готовом виде». Ибо Истину
нельзя получить от других, к Истине
приходят (или не приходят) сами.
Дополнение 2
Последовательность моей работы над «Введением» была следующей: сначала
родился как импровизация-инсайт (писала на одном дыхании) основной текст. Потом
включилась голова, и родилось «Дополнение 1» как самооправдание. Затем захотелось
прочесть Платона и познакомиться лучше с идеями постструктуралистов, и увидела,
что мой текст Введения и «Дополнение 1» родственны некоторым их идеям, иногда
даже сходен и по мыслям, и по методике. Но почему мне захотелось после
основного текста прочесть именно Платона и разобраться с постструктурализмом, и
почему мои мысли оказались сходны доэта и в таком виде
информация – вот в чем загадка. И, может, это
основная загадка человека? Интересно, что подобные же «встречи» у меня были с Платоном,
Аристотелем, З. Фрейдом, К.Г. Юнгом, А. Адлером, А. Шопенгауэром и др., т.е.
сначала я думала о чем-то сама,
писала сама, а потом читала то же
знакомства с ними, откуда у меня в голове возникла у них.
|