Лики духовности

Лики духовности

Среда, 08.05.2024, 21:49


Вы вошли как ГостьВход | Выход 

Главная » Статьи » СТАТЬИ » Содержание статей

СУЩНОСТЬ ХРИСТИАНСТВА
     Учение и жизнь Христа излагаются в Евангелиях. По Евангелиям, Христос родился в Вифлееме, хотя Его родным городом считается Назарет. Существует несколько точек зрения по поводу существования Христа. Одни исследователи считают его мифологической фигурой, другие — действительной исторической личностью. Одним из доказательств второй точки зрения есть так называемая Туринская плащаница — полотно длиной 4,3 метра и 1,1 метра шириной. Загадка плащаницы заключается в том, что на ней есть изображение человека в полный рост, но это изображения негативное. Если сфотографировать плащаницу и проявить негатив, то изображение на нем станет обычным для восприятия. С конца 70-х годов XX в. крупнейшие научные центры мира, в том числе такие авторитетные учреждения США, как Массачусетский технологический институт и научные подразделения НАСА (Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства), ведут исследования изображения на Туринской плащанице. Выводы исследований позволяют предположить, что Туринская плащаница действительно представляет собой ткань, в которую был завернут Христос, когда Его сняли с Голгофского креста. Отпечаток тела Иисуса возник скорее во время воскрешения.
      Согласно Евангелиям, в день рождения Христа ангел возвестил пастухам, что «родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь» (Лк. 2, 11). В Евангелии рассказывается о детстве Иисуса до 12 лет, а потом о Его служении людям с 30 лет. Где был Христос с 12 до 30 лет и что он делал эти годы, неизвестно. Но существуют гипотезы, что Христос был эти годы в Индии и Египте, учился у индийских йогов, проходил обряд Посвящения и учился у гуру и просветленных духовных Учителей Востока.
      В 30-летнем возрасте Он начинает свое духовное служение людям, которое длилось около трех лет. Христос посетил разные места в Палестине — Иудею, Галилею, Самарию, и др. Он лечил больных, совершал чудеса, учил людей, проповедовал Царство Божье. Наконец, Он в последний раз появляется в Иерусалиме перед праздником еврейской Пасхи. Там Христос был схвачен и осужден еврейским синедрионом и римским наместником прокуратором Понтием Пилатом, и приговорен к распятию за то, что якобы провозглашал себя Царем Иудейским. Но действительную причину приговора признали сами иудеи: ибо за Божьего Сына Себя выдавал (Иоан. 19, 7). Вероятной датой распятия считается 3 апреля 33 года, (день еврейской Пасхи, который приходился на пятницу во время Понтия Пилата). На третий день после распятия Он воскрес, после чего несколько раз являлся своим ученикам.
     В чем же заключается сущность учения Христа?
     Смысл христианства изложен в Евангелиях. Слово «евангелие» переводится как «благая весть, благовещение». Эта благая весть может быть рассмотрена в двух аспектах.
     Первый аспект: архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть о рождении у нее Богочеловека, ребенка от Бога, которого она должна наречь Иисус, то есть Истина. Второй аспект: это благая весть человечеству, которую принес Иисус Христос, о духовном спасении, о начале новой эры — эры духовного возрождения, это весть о новом отношении к человеку — отношении всеобщей любви и прощения.
     Действительно, именно с рождением Христа человечество вступило в новую эру, которую так и называли «после рождества Христова», в отличие от старой эры, «до рождества Христова». «Новая эра», «наша эра» — это эра Христа, эра пробуждения духовности, совести, ответственности, духовного перерождения, обновления. Своей кровью на кресте Христос «смыл» первородный грех человека, открыв ему путь к спасению, воскрешению и вознесению на Небеса.
      Христианство вышло из недр иудаизма. Иисус родился в еврейской семье и в детстве исповедовал еврейское вероучение, на восьмой день после рождения, как все еврейские мальчики, Он был обрезан и после дней очищения введен в Иерусалимский храм.
     Одной из ведущих идей иудаизма являлась идея греховности человека, корни которой заключаются в первородном грехе Адама и Евы, отступивших от Бога, поставивших свою личность, свои желания, свое «Я» («Эго») выше Бога. То есть причиной первородного греха был эгоизм.
      Сквозь весь Танах (Ветхий Завет) доминантой проходит идея ожидания Спасителя, который спасает людей от первородного греха. Именно эта идея воплотилась в личности Иисуса Христа. Слово «христос» переводится как «спаситель». Христос — это Мессия (Спаситель), не физический спаситель, а духовный Спаситель. Главная миссия Христа — спасти души людей от первородного греха — эгоизма.
     Эгоист — это тот, кто не любит никого, кроме себя. Более того, он и себя самого не любит, так как если человек не любит мир, то и мир его не любит, и тем самым человек своим негативным отношением к миру вредит, прежде всего, себе.
     Поэтому Христос, учение которого продолжает и развивает идеи иудаизма, пришел на Землю, чтобы научить людей любить. Христос — это Учитель, Духовный Учитель человечества.
     Каковы же главные критерии христианской любви?
     1) Чувство соединения, слияния «Я» и «Ты», где «Ты» — это прежде всего Бог, затем люди, животные, растения и весь мир.
     2) Умение прощать. Кто любит, тот прощает, кто умеет любить, тот умеет прощать.
     И тут возникает проблема: что было главным в жизни Христа? Интересно на эту тему размышляет Ричард Бах в своем романе «Иллюзии, или Мессия, который не хотел быть Мессией». Как это быть Мессией и не хотеть быть ним? Дело в том, что следует отличать физическое и духовное спасание. Чудеса Христа связанны с физическим миром: пройтись по воде, накормить одним хлебом великое множество людей, исцелить больных, воскресить мертвых. Это может сделать даже йог высшего уровня. Существует точка зрения, которая высказывается в Апокрифах и у Д. Андреева в «Розе мира», что до 30-ти лет Христос жил в Египте и Индии, где овладевал искусством духовного самосовершенствования, которым владеют так называемые «посвященные», просветленные люди.
     Но главная миссия Христа на Земле была не в физическом, а в духовном спасении. Он показал миру образец отношения человека к человеку на основе любви и всепрощения. Быть христианином — это значит любить так, как любил Христос, прощать людей так, как прощал Христос.
     Христос любил всех: мужчин и женщин, богатых и бедных, иудеев и иноверцев, уважаемых граждан и мытарей. Он не чуждался даже блудниц. Иисус был настолько чист духовно, что не боялся «запачкаться», общаясь с «грязным людом», более того, Он очищал эту «грязь» своей чистотой, блудницы становились святыми, злодеи— добродетельными. Видя это, фарисеи спрашивали учеников Христа: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками?» Иисус же, услышав это, сказал им: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мт. 9,11-12).
     Христос отдавал всего себя людям, помогал им, исцелял и воскрешал их, никогда никого не обижал и в «награду» за все это был предан, продан, оплеван и распят. И, будучи проданным, преданным, бесконечно одиноким в этом эгоистичном и жестоком мире, Он, в последние минуты своей жизни, распятый на кресте, молится за тех, кто распял Его: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают » (Лк. 23, 34). Христос не только простил им все, а даже просит Бога-Отца простить их. Именно это и есть истинная христианская любовь.
     В Нагорной проповеди Христа — квинтэссенции христианства – говорится: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мт. 5,44). Поэтому истинным христианином может считать себя лишь тот, кто выполняет эту заповедь.
     Религию христианства часто называют религией любви. Главные заповеди христианства:
     1. Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всем разумением твоим.
     2. Возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мт. 22,37-39).
     Согласно этим заповедям, любовь к Богу — это не какое-то внешнее чувство, обязанность. Она, как кровь, струится в человеке, он живет ею, она пронизует все его существование, все его мироотношение и мироощущение. Что же касается второй заповеди, то она отрицает аскетизм, самоотрицание, ибо не любя себя, человек не сможет любить ближнего, как самого себя, ему нечего будет отдавать. Можно ли отдать то, чего не имеешь? Если в человеке нет любви, то как он может отдать ее; если не чувствует радости любви, то как он отдаст радость?
     Следует также обратить внимание на первую часть второй заповеди: люби ближнего твоего, то есть Христос обращает внимание на любовь к ближнему. Но кого можно назвать ближним — близкого по крови, или по духу? По Евангелию, Христос отдает предпочтение близким по духу. Но при этом учение Христа учит любить всех ближних, т.е. тех, кто рядом, будь то святые или грешники, одной веры или иноверцы, и Христос своим примером учит, как это делать. Однако люди, считая себя христианами, лишь говорят о любви ко всем, а ближних, тех, кто рядом с ними, не умеют любить. Примером могут служить не только гуманистические лозунги братства и убийство друзей и родственников революционерами, но и деятельность христианской Церкви на протяжении всей истории ее развития, страшнейшей страницей которой была католическая инквизиция, охота на ведьм, когда жестоко пытали, ни в чем не повинных людей, женщин, сжигали сотни, тысячи людей на кострах.
     Часто считают, что смысл учения Христа в страдании за веру, ибо пришел Он в мир, чтобы умереть за грехи человеческие, выполняя роль жертвы Богу за грехи людей. Если рассматривать христианство в этом ключе, то оно превращается в религию страдания и мук, аскетизма, скорби и печали. Тогда идеалом христианина становится монах-аскет, истязающий свою плоть, и страдает за людей, за их грехи. И чем больше страданий и мучений, тем более праведным считается этот человек.
     В этом контексте Иуда, который помог иудейским первосвященникам схватить Иисуса и получил за это 30 серебряников – не изменник, а верный ученик, который помог Христу выполнить свою миссию, ради которой Он пришел на Землю. Более того, тогда Иуду надо рассматривать как ученика, который любил Учителя больше всех, ибо, несмотря на всеобщее презрение, понимая, что будет проклят в веках, он идёт на этот поступок ради любимого им Учителя.
     Однако ряд последователей Христа, среди которых был Ориген, Франциск Ассизский, видели смысл учения Иисуса не в страдании, а в радости жизни, радости любви. Смысл учения Христа в Его жизни. Христос, как все люди, любил жизнь, все её краски и учил радоваться. В Нагорной проповеди Иисус призывает: «Радуйтесь и веселитесь» (Мт. 5,12). Он умел радоваться жизни, но при этом был святым, высоко духовным человеком, Богочеловеком. Размышляя над таким отношением Христа к жизни, индийский гуру Бхагван Шри Раджниш говорил: «Да. Христос, как и все люди, любил жизнь, все её краски, он умел радоваться жизни, но при этом он был святым, высоко духовным человеком. Он мог быть рядом с «грязью», но не пачкаться, быть рядом с тьмой, но сиять светом» [1, с.149]. Этого великого парадокса не могли понять люди, и одна из причин его распятия, по мнению Бхагвана Шри Раджниша, заключалось в том, что Христос вёл заурядный образ жизни и учил, что Он – Сын Божий. Это никак не могло соединиться в сознании людей.
      Христос пришел в мир с миром. Он учил: несите мир в мир, входя в дом ближнего своего, говори: «Мир дому сему!» (Мт. 10,12). Одно из важнейших качеств христианина — смирение (не покорность, а с-мир-ение!). То есть быть в мире с миром, нести мир в мир, любить мир. В Нагорной проповеди Христос говорит: «Не судите, да не судимы будите; так как каким судом судите, таким будите судимы. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучёк из глаза брата твоего» (Мт. 7; 1,2,5).
     Каждый человек грешен. Безгрешен лишь Бог. Поэтому только Бог может осуждать. В Евангелии от Иоанна рассказывается о женщине, которую застигли в прелюбодеянии и собирались побить ее камнями за это. Христос же сказал фарисеям: «Кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан. 8,7). И никто не бросил, так как все были грешные. А безгрешный Иисус простил ее со словами: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Иоан. 8,11).
     Таким образом, Христос пришел в мир, чтобы научить людей любить и прощать, нести мир и радость всему сущему. А Его распяли.. Почему? Существует несколько версий ответа на этот вопрос.
     1. По христианскому вероучению, Христос пришел на Землю, чтобы своими страданиями и смертью искупить грехи людей и прежде всего первородный грех. Именно в этом заключается один из главных догматов христианства — догмат искупления. Отсюда – смысл жизни Христа – в Его смерти. Он пришел в мир, чтобы умереть. Поэтому Его распятие — это реализация замысла Бога-Отца, который так любил людей, что Сына Своего отдал им на распятие, чтобы Он искупил человеческие грехи ценой своих страданий и мук на кресте.
     2. Христос был истинным религиозным лидером. Народ пошел за Ним, Его Словом. Фарисеи увидели в Иисусе религиозного конкурента. А по законам конкуренции, конкурента надо убрать или уничтожить. И фарисеи уничтожили Христа, обвиняя Его в нарушении Закона, данного Моисею богом Яхве на горе Синай – главного Закона иудаизма.
     3. Народ любил Христа за чудеса, которые Он совершал. Народ не мог понять сущность учения Иисуса и Его миссии. Личность Христа была выше понимания народа. Народ не понимал, как человек, даже необыкновенный, может быть Сыном Божьим. И когда фарисеи обвинили Христа в нарушении Закона иудейского, народ испугался этого. Самыми ужасными, на их взгляд, были слова Христа о разрушении Иерусалимского храма богу Яхве и строительство за 3 дня нового храма. Христос имел в виду, что через 3 дня после Его смерти Он воскреснет и появится новый храм, то есть новая вера, новая религия — христианство. Но иудеи не поняли духовных смыслов этих действий и слов, они всё восприняли буквально, то есть как физическое разрушение храма Яхве.
     Это было последней каплей, переполнившей их неприятие Иисуса, питательной почвой для разжигания фарисеями религиозного фанатизма в народе. Христос нарушает Закон иудейский! Он посягает на высочайшую святыню — Иерусалимский храм! Для фарисеев нарушение Закона, буквы его было страшным грехом, за который можно даже убить человека. Именно буквой Закона первосвященники убили дух веры к Богу, убили Христа. Как сказал апостол Павел: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3, 6). Более того, фарисеи натравили народ на Христа, говоря, что Он против Закона иудейского, против Бога иудейского, если хочет храм Его разрушить. А это для правоверного иудея страшнее человеческого убийства. Поэтому народ и выбрал для помилования убийцу Варавву, а не Христа.
     4. Христос – Сеятель. Он посеял семена духовности, любви и всепрощения. Но чтобы семена проросли нужно время и Иисус знал, что пока он жив, они не прорастут. Только его смерть могла стать «толчком» для их прорастания. Более того, эти семена надо было полить, чтобы они выросли. И Он полил…своей кровь.
     5. Христос – Евангелие, Благая Весть человечеству о рождении эры любви и прощения. Одна из особенностей человеческой психологии заключается в том, что человек часто начинает ценить что-либо, лишь утратив его. Лишь утратив Христа, люди поняли, кем Он был, кто Он был, кого они казнили. Другой чертой человеческой психологии является осмысление ценности человека после его смерти. Смерть человека как будто открывает некоторые «двери» сознания, которые были закрыты до этого. Лишь перед глазами смерти, в пограничном состоянии, могут открыться эти «двери». И смерть Христа открыла эти «двери», и люди поняли в Христе и Его учении то, что не могли понять, пока Он был живым.
     6. По Евангелиям, на третий день после распятия Христос воскрес. Воскреснуть может только тот, кто умер, то есть, чтобы воскреснуть, надо умереть. Вспомним шаманские инициации и мистерии в древних религиях, воскрешение через смерть. Воскрешение как символ обновления человека, трансформации его сознания и психики. Может, поэтому, догмат воскресения Христа как залог воскресения людей из мертвых является одним из главных догматов в христианстве. Отсюда распятие Христа, несение им своего креста является символом несения людьми своей судьбы со смирением, видение в несчастиях испытаний Бога, которые приводят к духовному совершенствованию и постепенному «воскрешения из мертвых», то есть воскресению Божественного духа из человеческой плоти, одухотворение, духовному рождению, перерождению человека, вознесению духовного, Божественного над физическим, животным в человеке.
     Христа распяли за Его любовь ко всем людям. И сегодня люди продолжают распинать Христа, распинают любовь, целуются «поцелуями Иуды», убивают дух человеческий буквой Закона, забивая тем самым каждый раз по «гвоздику» в ладони Иисуса. Более того, Христос, воскресший на третий день, в Церкви христианской и до сих пор распят, и именно распятому, а не воскресшему Христу поклоняются христиане. Почему?.. Толпа и личность. Свобода и рабство. Дух и тело. Эти проблемы звучат и сегодня так же, как и две тысячи лет тому назад.
     Какова судьба учения Христа? И как случилось, что тот, кого распяли как убийцу и злодея, стал Богом после смерти, которому поклоняются и поныне? Прежде всего следует отметить, что поклоняться Христу, превратив Его, по существу, в идол, гораздо легче, чем жить так, как жил Христос, любить так, как любил Христос, прощать так, как прощал Христос.
     Но имеют ли право люди называть себя христианами, если они не выполняют заветов Христа, не воплощают в жизнь Его учение? Более того, как случилась межцерковная борьба в христианстве, существующая и доныне, почему христианин убивал христианина и кровь человеческая текла реками в период действия католической инквизиции? Или это такая форма любви к ближнему? А любят ли Христа те, кто, приходя в христианский храм, приносят к «ногам Христа» только свои страдания, свою боль, кто думает в храме только про себя? Хотят ли они что-либо отдать, подарить Христу или обрести, получить только для себя?
     Таким образом, Христос пришел на Землю, чтобы показать людям образец отношений, основанных на любви и прощении. Он любил всех, верил в людей, хотел видеть в каждом из них личность, лик Божий, а не стадного индивида. Христос хотел свободной любви к себе, а не любви за чудо, за кусок хлеба. А Его не поняли при жизни, не понимают (а может и не могут понять?) и сегодня.
                                                   ЛИТЕРАТУРА
1. Бхагван Шри Раджниш. Белый лотос. – М., 1993.
Категория: Содержание статей | Добавил: nshelk (26.09.2012)
Просмотров: 1092 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Статистика


Вверх