Статья 206 Уголовного кодекса Украины
гласит: «Хулиганство, то есть умышленные действия, которые грубо нарушают
общественный порядок и выражают неуважение к обществу, карается...». Итак,
здесь указываются основные признаки хулиганства, а также отношение к нему со
стороны общества. Признаками хулиганства являются: 1) умышленные действия, т.е.
хулиганский поступок сначала зарождается в уме, имеет внутреннюю субъективную
причину, мотив; 2) грубое нарушение общественного порядка, т. е. объектом
хулиганства является общественный порядок, оно направлено против порядка и
правопорядка, хулиганство — антипод правопорядка, хулиган — враг правопорядка;
3) выражение неуважения к обществу, т.е. хулиганство есть выражение неуважения
к людям, обществу в грубой форме. В свою очередь, общество, государство в лице
института права не оставляет хулиганство безнаказанным и карает его.
Каковы же причины хулиганства? Эти
причины, как указано в дефиниции хулиганства, не внешние, объективные, а
внутренние, субъективные. Почему хулиган враждебно относится к людям, обществу,
почему в грубой форме нарушает общественный порядок, правопорядок?
Представляется, что хулиганство — это выражение внутреннего конфликта личности,
конфликта между личностью и обществом, между тем, чем человек хочет быть
(казаться) и тем, чем он есть. Конфликт этот, достигая состояния
экзистенциальной фрустрации, в какой-то момент «выплескивается» вовне как
протест, бунт против общества, людей. Интересно, что истоки хулиганства как
бунта обнаруживаются в этимологии этого слова, но не в европейских языках, а в
восточных. Так, слово «рамбо» в переводе с японского означает буйство,
бесчинство, дебоширство, хулиганство.
Каковы же причины внутреннего
конфликта хулигана, приводящего к бунту? Прежде всего, — это непринятие себя,
своей «таковости», комплекс неполноценности. Условно весь обширный спектр
комплексов неполноценности, переполняющих душу хулигана (да и не только его
душу), можно разбить на три группы: культурная, физическая и духовная
неполноценности.
Культурная неполноценность
проявляется в осознании хулиганом (иногда на уровне подсознания) своей низкой культуры,
своей «ущербности», низкого интеллектуального уровня и, завидуя тем, кто имеет
более высокий уровень культуры и интеллекта, он «поднимает» себя путем унижения
других («Ишь, какой культурный!». Вспомним «Собачье сердце» М.Булгакова). К
сожалению, для такого отношения в нашем обществе имелись и имеются предпосылки:
а) сталинские репрессии, которые уничтожили генофонд интеллигенции; б) в
советское время интеллигенцию официально называли «прослойкой между рабочими и
крестьянами», а неофициально — «гнилая интеллигенция» и соответственно к ней
относились; в) в настоящее время отсутствует социальный заказ на высокую
культуру, культура стала массово-стадно-животно-потребительской.
Наряду с комплексом культурной
неполноценности хулиганскими поступками часто движет комплекс физической
неполноценности. «Смелость» хулигана — это, как правило, маска труса. Унижает
он (они) всегда тех, кто слабее его физически, тем самым как бы (иллюзорно)
возвышает себя: вот Я какой смелый, что хочу, то и говорю (делаю).
И, наконец, хулиган, как любой
человек, имеет в себе Божественное, духовное начало, но оно по разным причинам
деформировано в нем. И «тоска» по Свету, Чистоте, тяга к духовно чистым людям и
в то же время осознание (иногда на уровне бессознательного), что они выше, чище
его, что они не будут с ним контактировать приводит к «лжеконтактам», контактам-издевательствам,
в которых вновь используется старый и много раз апробированный (на разных
уровнях, в разных формах, причем не только хулиганами) прием: возвышение себя путем
унижения других («Ишь, какие чистенькие!» «Ишь, гордая девушка!» «Ишь,
недотрога!»). Причем, этот случай является наиболее болезненным для психики
«ущербного человека», и поэтому наряду с унижением в вербальной форме
применяется физическое унижение (насилие, издевательство, изнасилование).
Итак, хулиганство, как проявление
низкой культуры (бескультурья), комплекса неполноценности (культурной,
физической, духовной) проявляется в бунте, насилии, грубом нарушении
общественного порядка, правопорядка. Как же общество, правовые инстанции
реагируют на хулиганство? Тоже насилием. «Хулиганство карается...». Но 1
насилие + 1 насилие = 2 насилия. То есть государство, право по отношению
к хулигану своими действиями увеличивает вдвое уровень насилия. Но можно ли насилие
уничтожить насилием? Если причина хулиганства субъективная, внутренняя, то
можно ли внешним наказанием уничтожить у хулигана чувство неполноценности,
ущербности, можно ли наказанием поднять уровень его культуры, вывести его из
мучительного внутреннего конфликта? Наказать не трудно, заставить бояться
можно, но можно ли заставить уважать и любить? Будет ли хулиган больше уважать
людей и общество, заплатив штраф либо отбыв наказание в тюрьме? Представляется,
что хулиганство такого рода (назовем его социальным хулиганством) — это прежде
всего психологическая проблема. И решать ее надо прежде всего психологам.
Однако наряду с социальным
хулиганством, как проявлением низкой культуры и комплекса неполноценности,
существует творческое хулиганство, как проявление высокой культуры и чувства
«переполненности» (творчество, как «выплескивание» того, что переполняет душу и
дух человека). Объединяет его с социальным хулиганством чувство протеста,
бунта, наличие внутреннего конфликта между «Я» и «Мы», личностью и обществом,
законами (нормами) и вольным духом, трансцендирующим сквозь все нормы.
Закон – это правила, нормы, границы,
которые иногда превращаются в клетку для творческого человека. Закон рассчитан
на среднестатического человека сегодняшнего дня, а творческая личность —
выдающаяся (т.е. выдается, возвышается над средним уровнем), она в своем
развитии, как правило, опережает современность и принадлежит будущему. Поэтому
ей тесно в «клетке» настоящего и она ее «ломает». Эта ломка выражается в ее
творчестве, которое не укладывается ни в какие рамки (на то оно и творчество,
суть которого прорыв и трансценденция).
Творческая личность не нормальная. Но
нормально (т.е. естественно) ли быть нормальным (в рамках общепринятых норм,
«как все»)? Видится, что быть ненормальным (индивидуальностью, уникальностью) —
нормально (ибо каждый человек рождается уникальным), а вот быть нормальным
(т.е. «как все») — ненормально (ибо в этом случае в человеке «убивается» Бог,
уникальное начало).
Примерами творческого хулиганства могут
быть личность и творчество Сократа, Ф.Ницше, З.Фрейда (в философии), Ш.
Бодлера, С. Дали, С. Есенина, А. Дункан, В. Высоцкого ( в искусстве), А.
Эйнштейна (в науке), И. Христа (в религии). Они были революционерами в своем
творчестве, которое воспринималось обществом как вызов общепринятым нормам. И
общество их карало, и карало иногда очень жестоко. Так например, Христа, как
известно, распяли за нарушение Закона иудейского и вызов первосвященникам. Ф.Ницше
был объявлен «проповедником фашизма» за его видение в человеке Высшего начала и
создание теории «Сверхчеловека» (искушение для среднего, стадного человека).
Но вообразим, что все творческие
хулиганы усмирены и в обществе царит дух следования привычным, установленным
нормам (хорошо часто то, что привычно и наоборот, плохо часто то, что
непривычно). Всё тихо, спокойно, благодать — болото. Всё течет по строго
заведенному порядку, все законо-послушные «овцы» своих законодателей —
«пастухов» (в политике, науке, искусстве, религии). История развития духа
человеческого остановилась. Нет о-дух-о-творенных. Дух в человеке умер. Человек
умер. Остались люди, «мы», стадо.
Правопорядок и хулиганство. Кто
устанавливает порядок, кто его нарушает? Каковы критерии правопорядка? И
правомерно ли видеть причины существования хулиганства только в хулиганах?
Представляется, что социум также создает
«питательную среду» для существования этого явления. И нужно ли
уничтожать, карать хулиганов, если да, то каких (имеются в виду субъективные
характеристики, а не характер преступления, т.е. переступления через нормы,
право, порядок, закон) и как? Таким образом, феномен хулиганства является
сложным, неоднозначным и противоречивым, а значит, интересным для осмысления и
исследования.
|