Лики духовности

Лики духовности

Среда, 08.05.2024, 22:13


Вы вошли как ГостьВход | Выход 

Главная » Статьи » СТАТЬИ » Содержание статей

ПРАВОПОРЯДОК И ХУЛИГАНСТВО

Статья 206 Уголовного кодекса Украины гласит: «Хулиганство, то есть умышленные действия, которые грубо нарушают общественный порядок и выражают неуважение к обществу, карается...». Итак, здесь указываются основные признаки хулиганства, а также отношение к нему со стороны общества. Признаками хулиганства являются: 1) умышленные действия, т.е. хулиганский поступок сначала зарождается в уме, имеет внутреннюю субъективную причину, мотив; 2) грубое нарушение общественного порядка, т. е. объектом хулиганства является общественный порядок, оно направлено против порядка и правопорядка, хулиганство — антипод правопорядка, хулиган — враг правопорядка; 3) выражение неуважения к обществу, т.е. хулиганство есть выражение неуважения к людям, обществу в грубой форме. В свою очередь, общество, государство в лице института права не оставляет хулиганство безнаказанным и карает его.

Каковы же причины хулиганства? Эти причины, как указано в дефиниции хулиганства, не внешние, объективные, а внутренние, субъективные. Почему хулиган враждебно относится к людям, обществу, почему в грубой форме нарушает общественный порядок, правопорядок? Представляется, что хулиганство — это выражение внутреннего конфликта личности, конфликта между личностью и обществом, между тем, чем человек хочет быть (казаться) и тем, чем он  есть. Конфликт этот, достигая состояния экзистенциальной фрустрации, в какой-то момент «выплескивается» вовне как протест, бунт против общества, людей. Интересно, что истоки хулиганства как бунта обнаруживаются в этимологии этого слова, но не в европейских языках, а в восточных. Так, слово «рамбо» в переводе с японского означает буйство, бесчинство, дебоширство, хулиганство.

Каковы же причины внутреннего конфликта хулигана, приводящего к бунту? Прежде всего, — это непринятие себя, своей «таковости», комплекс неполноценности. Условно весь обширный спектр комплексов неполноценности, переполняющих душу хулигана (да и не только его душу), можно разбить на три группы: культурная, физическая и духовная неполноценности.

Культурная неполноценность проявляется в осознании хулиганом (иногда на уровне подсознания) своей низкой культуры, своей «ущербности», низкого интеллектуального уровня и, завидуя тем, кто имеет более высокий уровень культуры и интеллекта, он «поднимает» себя путем унижения других («Ишь, какой культурный!». Вспомним «Собачье сердце» М.Булгакова). К сожалению, для такого отношения в нашем обществе имелись и имеются предпосылки: а) сталинские репрессии, которые уничтожили генофонд интеллигенции; б) в советское время интеллигенцию официально называли «прослойкой между рабочими и крестьянами», а неофициально — «гнилая интеллигенция» и соответственно к ней относились; в) в настоящее время отсутствует социальный заказ на высокую культуру, культура стала массово-стадно-животно-потребительской.

Наряду с комплексом культурной неполноценности хулиганскими поступками часто движет комплекс физической неполноценности. «Смелость» хулигана — это, как правило, маска труса. Унижает он (они) всегда тех, кто слабее его физически, тем самым как бы (иллюзорно) возвышает себя: вот Я какой смелый, что хочу, то и говорю (делаю).

И, наконец, хулиган, как любой человек, имеет в себе Божественное, духовное начало, но оно по разным причинам деформировано в нем. И «тоска» по Свету, Чистоте, тяга к духовно чистым людям и в то же время осознание (иногда на уровне бессознательного), что они выше, чище его, что они не будут с ним контактировать приводит к «лжеконтактам», контактам-издевательствам, в которых вновь используется старый и много раз апробированный (на разных уровнях, в разных формах, причем не только хулиганами) прием: возвышение себя путем унижения других («Ишь, какие чистенькие!» «Ишь, гордая девушка!» «Ишь, недотрога!»). Причем, этот случай является наиболее болезненным для психики «ущербного человека», и поэтому наряду с унижением в вербальной форме применяется физическое унижение (насилие, издевательство, изнасилование).

Итак, хулиганство, как проявление низкой культуры (бескультурья), комплекса неполноценности (культурной, физической, духовной) проявляется в бунте, насилии, грубом нарушении общественного порядка, правопорядка. Как же общество, правовые инстанции реагируют на хулиганство? Тоже насилием. «Хулиганство карается...». Но 1 насилие + 1 насилие = 2 насилия. То есть государство, право по отношению к хулигану своими действиями увеличивает вдвое уровень насилия. Но можно ли насилие уничтожить насилием? Если причина хулиганства субъективная, внутренняя, то можно ли внешним наказанием уничтожить у хулигана чувство неполноценности, ущербности, можно ли наказанием поднять уровень его культуры, вывести его из мучительного внутреннего конфликта? Наказать не трудно, заставить бояться можно, но можно ли заставить уважать и любить? Будет ли хулиган больше уважать людей и общество, заплатив штраф либо отбыв наказание в тюрьме? Представляется, что хулиганство такого рода (назовем его социальным хулиганством) — это прежде всего психологическая проблема. И решать ее надо прежде всего психологам.

Однако наряду с социальным хулиганством, как проявлением низкой культуры и комплекса неполноценности, существует творческое хулиганство, как проявление высокой культуры и чувства «переполненности» (творчество, как «выплескивание» того, что переполняет душу и дух человека). Объединяет его с социальным хулиганством чувство протеста, бунта, наличие внутреннего конфликта между «Я» и «Мы», личностью и обществом, законами (нормами) и вольным духом, трансцендирующим сквозь все нормы.

Закон – это правила, нормы, границы, которые иногда превращаются в клетку для творческого человека. Закон рассчитан на среднестатического человека сегодняшнего дня, а творческая личность — выдающаяся (т.е. выдается, возвышается над средним уровнем), она в своем развитии, как правило, опережает современность и принадлежит будущему. Поэтому ей тесно в «клетке» настоящего и она ее «ломает». Эта ломка выражается в ее творчестве, которое не укладывается ни в какие рамки (на то оно и творчество, суть которого прорыв и трансценденция).

Творческая личность не нормальная. Но нормально (т.е. естественно) ли быть нормальным (в рамках общепринятых норм, «как все»)? Видится, что быть ненормальным (индивидуальностью, уникальностью) — нормально (ибо каждый человек рождается уникальным), а вот быть нормальным (т.е. «как все») — ненормально (ибо в этом случае в человеке «убивается» Бог, уникальное начало).

Примерами творческого хулиганства могут быть личность и творчество Сократа, Ф.Ницше, З.Фрейда (в философии), Ш. Бодлера, С. Дали, С. Есенина, А. Дункан, В. Высоцкого ( в искусстве), А. Эйнштейна (в науке), И. Христа (в религии). Они были революционерами в своем творчестве, которое воспринималось обществом как вызов общепринятым нормам. И общество их карало, и карало иногда очень жестоко. Так например, Христа, как известно, распяли за нарушение Закона иудейского и вызов первосвященникам. Ф.Ницше был объявлен «проповедником фашизма» за его видение в человеке Высшего начала и создание теории «Сверхчеловека» (искушение для среднего, стадного человека).

Но вообразим, что все творческие хулиганы усмирены и в обществе царит дух следования привычным, установленным нормам (хорошо часто то, что привычно и наоборот, плохо часто то, что непривычно). Всё тихо, спокойно, благодать — болото. Всё течет по строго заведенному порядку, все законо-послушные «овцы» своих законодателей — «пастухов» (в политике, науке, искусстве, религии). История развития духа человеческого остановилась. Нет о-дух-о-творенных. Дух в человеке умер. Человек умер. Остались люди, «мы», стадо.

Правопорядок и хулиганство. Кто устанавливает порядок, кто его нарушает? Каковы критерии правопорядка? И правомерно ли видеть причины существования хулиганства только в хулиганах? Представляется, что социум также создает    «питательную среду» для существования этого явления. И нужно ли уничтожать, карать хулиганов, если да, то каких (имеются в виду субъективные характеристики, а не характер преступления, т.е. переступления через нормы, право, порядок, закон) и как? Таким образом, феномен хулиганства является сложным, неоднозначным и противоречивым, а значит, интересным для осмысления и исследования.

Категория: Содержание статей | Добавил: nshelk (10.02.2012)
Просмотров: 1299 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Статистика


Вверх