Лики духовности

Лики духовности

Среда, 08.05.2024, 22:10


Вы вошли как ГостьВход | Выход 

Главная » Статьи » СТАТЬИ » Содержание статей

НОРМАЛЕН ЛИ ДУХОВНЫЙ ЧЕЛОВЕК?
 
«Все люди неизбежно безумны,
так что не быть безумцем означает
только страдать другим видом безумия
(Б. Паскаль. Мысли)
 
Апофеоз рационализма в западном обществе, ведущий свое начало от Р. Декарта с XVII в., привел, как это ни парадоксально звучит, к безумию общества. О безумии общества говорил в свое время еще З. Фрейд. Исследованию феномена безумия посвящена прекрасная работа одного из крупнейших западных философов конца ХХ в., французского философа-постсруктуралиста М. Фуко «История безумия в классическую эпоху», другие постструктуралисты Ж. Делез и Ф. Гваттари разработали даже специальную методику для исследования современного с-ума-сшедшего общества «шизоанализ», предпринятый ими в их совместной работе «Капитализм и шизофрения: Анти-Эдип».
 
Почему же современную философию стала все более интересовать эта тема? Почему нас все чаще пронизывает ощущение, что современное общество сошло с ума, что мы живем в большом дурдоме? Причины массового психоза современного общества, на мой взгляд, заключаются в следующем:
- перенасыщенность жизни стрессовыми ситуациями, особенно состоянием отчаяния, доходящим до экзистенциальной фрустрации. В своей «Истории безумия» М. Фуко писал: «Мы, в наше время, начинаем отдавать себе отчет в том, что безумие, невроз, преступление, социальная неадаптированность в разных  своих  проявлениях  скрывает  за  собой общий опыт–опыт отчаяния» [6, с. 122];
- скорость процессов НТР больше скорости биоритмов, в результате в организме человека происходит сбой, люди не выдерживают темпа жизни;
- целенаправленная политика «оболванивания» людей, ибо дебилами, биороботами, зомби, управлять легче.
 
Однако данная статья посвящена не клиническому безумию, ненормальности, а творческому, духовному. Еще Платон в «Федре» говорил: «…неистовство бывает двух видов: одно – следствие человеческого заболевания, другое же – божественное отклонение от того, что обычно принято… Божественное неистовство, исходящее от четырех богов, мы разделим на четыре части: вдохновенное прорицание мы возвели к Аполлону, посвящение в таинства – к Дионису, творческое неистовство – к Музам…» [3, с. 204] «Сама истина произведения: что оно есть – безумие или творение? Полет вдохновения или фантазм? – размышляет о творческом безумии М. Фуко и продолжает. – Безумие Ницше, безумие Ван Гога или Арто также принадлежит их творениям, связано с ними… Безумие существует лишь как конечный миг творчества – творчество неустанно вытесняет его за свои пределы; где есть творчество, там нет места безумию; и, однако, безумие современно творчеству и творению, ибо кладет начало времени его истины. Миг, когда вместе рождаются и достигают совершенства творчество и безумие, есть пролог того времени, в котором мир оказывается подсуден произведению и ответственен за то, чем он является перед его лицом» [6, с. 523–524].
 
У Чехова есть замечательный, глубоко философский, на мой взгляд, рассказ «Черный монах». Герой этого рассказа начал видеть галлюцинации: к нему приходил черный монах и беседовал с ним. Же­на героя была очень расстроена, что муж стал ненормальным, приз­вала врачей на помощь и... они вылечили героя. Он стал нормаль­ным, таким как все, перестал видеть галлюцинации. Но стал ли он счастливым от этого? Нет, наоборот, ибо утраченные видения прида­вали смысл и ценность его жизни, это были звездные мгновения его бытия, которые безжалостно отняли заботливые близкие, желая одно­го, чтобы он был нормальным. Но что есть нормальность и к чему она ведет? Сам Чехов отвечает на этот вопрос устами черного мона­ха так: «А почему ты знаешь, что гениальные люди, которым верил весь свет, не видели призраков? Говорят же теперь ученые, что ге­ний сродни умопомешательству! Друг мой, здоровы и нормальны толь­ко заурядные, стадные люди» [7, с. 305].
 
Слова «нормально», «нормальный» или «ненормально», «ненор­мальный» стали сегодня одними из наиболее употребительных. Ими характеризуют состояние человечества, общества и индивида, они прочно вошли в обиходную речь. Наблюдается своеобразный культ нормальности. При этом слова «нормально», «нормальный» несут по­ложительную смысловую нагрузку, в то время как «ненормально», «ненормальный» – отрицательную.
 
Но вдумаемся в их смысл. Что значит нормальный человек, нор­мальные взаимоотношения, нормальное общество. Слово «нормальный» происходит от слова «норма», т.е. определенное ограничение, ограничивание, граница.  Граница поведения, граница человека... Человек становится ограниченным, нормированным социальными нор­мами, стереотипами, стандартами. Формируется стандартный, норми­рованный человек – деталь общественной машины-механизма, манипу­лирующего и управляющего им. Таким образом, наше стремление к нормальной жизни, нормальному человеку есть стремление к стан­дартности, нормированности, стадности. Но принесет ли это счастье и радость нам?
 
Сегодня в нашем обществе после длительного перерыва стали говорить о духовности, о ее гибели и необходимости ее возрожде­ния. Но что есть духовность? Какова ее природа? Наконец, каково ее происхождение: земное или небесное, космическое? Говоря о бездуховности современного общества, очень часто акцент делается на нравственности, в частности, на проблеме добра и зла. Но нравственность социальна по своей природе, значит и духовность тоже? Значит бездуховность – это выход из нравственных норм и требований, а духовность – их выполнение, т.е. укладывание себя в прокрустово ложе этих ном? Значит нормальность – это духовность?
 
Представляется, что говоря о духовности, следует, прежде все­го, уяснить себе, что это качество личности не социального, а космического происхождения, ибо дух – явление Космоса, но не со­циума. Человек как биологическое и социальное существо без-дух-овен (без духа), ибо дух не проявлен в нем. Лишь человек как биосоциодуховное существо – духовен, способен не только к би­ологическому и социальному, но и к духовному развитию и раскры­тию.
 
Здесь возникает проблема «раскрытия человека», расширения его сознания до открытого, просветленного, космического сознания.
 
Для хотя бы контурного обрисовывания этой проблемы следует сделать предварительные замечания. Дело в том, что язык, которым мы пользуемся, ориентирован на описание физического мира, он до­вольно конкретен, объектен по своей природе. Чем более абстрак­тен, сложен феномен, тем труднее его описать адекватно. Поэтому лучшее постижение духовного мира не через «говорящее мышление», а через молчание. Древний Восток знал силу молчащего мышления и его глубину проникновения. Ибо они знали и понимали, что энергети­ческое воздействие на окружающий мир и Космос мысли гораздо силь­нее, чем воздействие слова, а, тем более, действия.
 
О нарушении и искажении духовного смысла, выраженного с по­мощью языка писал русский поэт-философ Ф. Тютчев в своем знамени­том  «Selentiume»:
"Молчи, скрывайся и таи

И чувства и мечты свои -

Пускай в душевной глубине

          Встают и заходят оне...
   Как сердцу высказать себя?
   Другому как понять тебя?
   Поймет ли он чем ты живешь?
   Мысль изреченная есть ложь" [5, с. 97].
 
        О невозможности выразить в понятиях явления духовного мира говорил еще Платон. Слова, считал Платон, скорее скрывают, чем раскрывают истинную природу вещей. Поэтому их описание возможно только при помощи мифа, аналогии и др. косвенными путями. По этим путям пойду и я для описания духовности и духовного мира.
 
Итак, расширение и открытие сознания, просветление. Как уже отмечалось выше, средний, нормальный человек живет как сетью опу­танный нормами общества. Он находится как бы в земной клетке, мыслит масштабами общества и Земли и не только не помышляет о вы­ходе ив этой клетки, но и не допускает таковой возможности. Этот тип мышления я называю «земельным». Смысложизненный принцип «зе­мельных» людей: «Мы пришли из земли и уйдем в землю». Если изобразить схематично мировосприятие такого человека в виде подковы, то оба конца ее будут в земле.
 
 Но есть и другой тип людей – «космический». Их жизненный принцип: «Мы все пришли из Космоса (либо сотворены Богом) и уйдем к Нему». Здесь подкова обоими сво­ими концами устремляется в Космос, к Богу, в бесконечность и веч­ность. Такой человек живет не по общественным и даже не по земным, а по космическим, божественным законам. Его сознание, мышление вырывается, трансцендирует сквозь все нормы, вырывается из клетки социума. В сознании как бы образуется просвет – зазор, сквозь который, с одной стороны, вырывается в Космос луч мысли личности, сливаясь с вечностью, с другой стороны, вливается Свет Космоса (или в религии: любовь Бога, божественная благодать). Личность становится просветленной, светлой, духовной, ибо этот Свет, Любовь, космическая энергия добра и есть эманация космического духа.
 
Просветленная, духовная личность сбрасывает оковы не только социальные, но и индивидуальные – оковы ее эго. Взгляд на мир че­рез очки своего эго значительно искажает представления о мире и восприятие его, об этом говорили еще древнегреческие философы (скептики) и индийские мудрецы (Шанкара).
 
Наша телесность, наши физические чувства, являющиеся велики­ми обманщиками, сковывают свободное вхождение в мир, в Космос. При этом сбрасывание рамок эго вовсе не означает потери самости и растворении себя, это, скорее, впитывание в себя Космоса, соеди­нение с Ним, сбрасывание скорлупы своего «Я», разрушение границ, барьера, разделяющего и отделяющего личность и Космос. Этот акт единения емко выражен в словах Христа: «Я и Бог – едины». В этом акте человек обретает могущество и силу Космоса, космическую сво­боду, но и великую, космическую ответственность.
 
Духовная, просветленная личность выходит из масштабов социу­ма и Земли, ее мышление и мировосприятие коренным образом изменя­ются. Происходит переориентация ценностей, материальное, земное, повседневное уходят на второй план. Одной из таких переориентации является понимание майи – иллюзорности земного бытия и подлин­ности духовного бытия; земное бытие лишь настолько подлинно, насколько оно духовно.
 
Таковы гении, мудрецы, святые, которые с точки зрения общественной морали, норм общества – ненормальные люди, так как не вписываются в привычные и общепринятые нормы и представления. Трагический парадокс развития человечества состоит в том, что оно воспринимает таких людей не как идеал своего собственного разви­тия, а как а-номалию, ненормальность, в некотором роде помеша­тельство (интересно в этом аспекте исследование феномена «юродивый»).
 
Так происходит убийство человеком в себе Божьего лика, своего космического предназначения. Культ нормальности приводит к деградации человеческого в человеке. Осмысливая эту ситуацию, профессор Лондонского университета Гаттегно заявил, что «считает нормального, среднего человека дочеловеческим существом, а слово Человек с большой буквы оставляет для тех, кто превзошел средний уровень и стал тем самым сверхнормальным» [1, с. 113]. Более того, на мой взгляд, быть нормальным, т.е. соответствовать общепринятым нормам, быть «как все» –  ненормально; а быть не-нормальным, т.е. не вписываться в общие нормы – нормально, ибо каждый человек рождается уникальным и неповторимым не только физиологически, но и душевно, и духовно.
 
 На смену общественному, земному мировоззрению у сверхнор­мальной, просветленной, духовной личности приходит космическое или, как его называл Н.Рерих, энергетическое мировоззрение. Чело­век выходит из рамок земной эволюции и вступает в космическую эволюцию [4].
 
Смысл и цель жизни перестает ограничиваться границами биоло­гического рождения и смерти; жизнь простирается в вечность и континуум личности. Человек переходит к осознанию многомерности бытия, осознанию иллюзорности трехмерности, ибо «голая и трезвая «трехмерная правда»... есть величайшая ложь, потому что ничего трехмерного в действительности не существует» [4, с. 59]. Исчезает страх смерти. Жизнь воспринимается в другом свете, ее не омрачает страх конца существования, ибо духовная личность воспринимает смерть как перемену бытия.
 

Изменяется способ познания мира. На смену идолоизации ментальности, господству ratio приходит мышление сердца, интуиция, которые, безусловно, не зачеркивают и не исключают рациональное познание мира, но признают первичность и приоритет иррационально­го. Познавательный акт здесь перестает быть ответной реакцией мозга на внешние «раздражители», становясь процессом «мысли из­нутри». Познание исходит из глубины колодца человеческого духа, который бесконечен и безграничен в своих возможностях, содержит в себе целый мир. Вспомним вновь Тютчева:


«Есть целый мир в душе твоей

 Таинственно-волшебных дум,

 Их оглушит наружный шум,

 Дневные ослепят лучи -

 Внимай их пенью и молчи!...» [5, с. 67].
 
Особенностью мировосприятия духовной личности, в отличие от физической, биологической личности, является раскрытие духовных чувств (зрения, слуха и т.д.). Мир такой личностью уже восприни­мается и осмысливается не только физическими чувствами и разумом, но и духовными чувствами и сердцем, являющимся средоточием чело­века и его энергетическим центром. Человек становится способным к чувствознанию. «Глазами сердца видим Бытие», –  утверждал Ориген. Горение сердца духовного человека так велико, что сияние его из­лучается во-вне. Н. Рерих так описывает проявление сияния духа просветленных личностей: «Во время молитвы Св. Франциска так сиял монастырь, что путники вставали, думая, не заря-ли?  Сияние воз­горалось над монастырем, когда молилась Св. Клара. Однажды свет сделался так блистателен,  что окрестные крестьяне сбежались, по­думав – не пожар-ли?»  [4, с. 20].
 
Раскрытие духовных чувств позволяет человеку не только ве­рить в силу Космоса, Бога, но, открыв себя Ему, взаимодейство­вать, общаться с Ним, видеть и слышать Его. Так вера в наличие духовного мира у физического человека переходит в знание его у духовного человека.
 
Это знание рождает чувство радости и любви, которые пронизы­вают все существо человека, наполняя его Светом (космической светлой, доброй энергией). Это не объектная радость и любовь, вы­зываемая реакцией на определенные объекты, это космические ра­дость и любовь, Космический Эрос.
 
Но как в нашем мире, где Армагеддон достиг чудовищных разме­ров, и мы стоим на пороге Апокалипсиса, радоваться и любить? Как радоваться и любить в условиях Освенцима? Да, если наше мировосп­риятие ограничивается горизонталью, т.е. лишь общественным быти­ем, то для радости место трудно найти (хотя при желании, конечно, всегда и везде можно найти радость, ибо само бытие человека есть радость, но, к сожалению, мы это понимаем иногда лишь в погранич­ной ситуации перед лицом не-бытия), но если человек обретает вер­тикальное, космическое восприятие, его буквально «заливает» радость, струясь, как кровь, по всему организму, наполняя его неиз­веданной ранее силой.
В общественном бытии сгущаются все гуще сумерки, все труднее дышать в нем духу человеческому (да и телу, легким –  тоже). В океане людского горя, страданий, несчастий, невзгод, безнадеж­ности личность тонет и не видит надежды на спасение. Это горизон­таль. Но, выходя на вертикаль, открывая свое сознание, человек получает огромную энергию, черпает огромную силу, веру в то, что не только сам может выплыть из океана несчастий и безысходности, но и спасти других. Эту силу дает ему Космический Эрос.
 
Эрос земной и Эрос Космический. Первый дву-членное соедине­ние (физическое и духовное), второй –  открытость всему миру, все­му живому в бытии, всему Космосу. Космический Эрос –  это Все­ленский магнит, созидающий все живое. Он пронизывает человека, наполняя его радостью бытия и желанием, потребностью нести эту радость, этот Свет всем, дарить всем любовь. Это любовь –  не лю­бовь-жертва, опустошающая человека, но любовь-отдавание, наполняю­щая личность радостью в каждом акте отдавания, в каждый момент от­дачи. Ибо, отдавая любовь другим, мы отдаем радость и в Космос, и эта энергия радости «изливается» не только на существо, которому мы отдали любовь, но и на все существа, в том числе и на нас. Та­кая любовь –  это не стрела, а излучение, которое своим теплом и светом освещает все живое и неживое. «Радость есть особая муд­рость», - говорил Христос. Психическая энергия радости и любви очищает энергетику пространства, «смывает» злые наслоения, созда­вая возможность космической энергии радости и добра, Свету прони­кать на землю и в сердца людей.
 
Мы умываемся каждый день. Мы регулярно моем свое тело, но как часто мы омываем свою душу, смывая с нее наслоения «грязной» энергетики? Через молитву, через любовь и радость, через истинное искусство, которое приобщает к вечности и выводит в широкий мир многих измерений, через светлые знания, позволяющие раскрыться, как цветку, нашим безграничным способностям, мы омываем свою душу и «очищенные» входим в мир злободневного бытия, которое после этого очищения воспринимается нами уже в совершенно ином свете. Из существ подавляемых социальными антагонизмами и межчелове­ческими распрями мы становимся существами, очищающими «грязь» этих антагонизмов и распрей, пропуская их через «фильтры» своего сердца, которое из центра беспорядочных эмоций преобразуется в мыслящее сердце, познавшее великий космический закон  –  закон Люб­ви и Единения.
 
Современный мир болен болезнью обособления, разъединения, наполнен злобой и ненавистью. Но злость и обособление ведут к распаду, разложению, деградации и, наконец, гибели. Мы это видим, но продолжаем жить в злобе, губя других и себя, живя в страхе смерти, страхе перед завтрашним днем, теряя даже способность к радости и любви. Культ самовластия, тирании (социальной и духов­ной), культ мертвого капитала приводят к разобщенности, обособле­нию индивидов. Но человечество и каждый из нас должны, наконец, понять и осознать, что главный закон Космоса  –  закон Единства. «Великий закон Единства есть Венец Космоса.  Только Разум Космоса может дать человечеству Образ Единства», – писала  Е.И. Рерих  в сво­ей «Живой этике» или «Учении Света» [2, с. 220].
 
Учение Света дает светлые знания, рассматривая человека как чело века, т. е. дух или чело –  проходящий веками; рассматривая культуру как культ Ура –  культ Света, т. е. культ космической энергии радости и любви. Учения Н.И. Рерих и  Н.К. Рерих формируют новое –  космическое мировоззрение. «Наш век, – писал Н. Рерих в своей статье «Парапсихология», – есть эпоха энергетического мировоззрения» [4, с. 52]. И мне представляется, что не нормальность, нормированность должны стать нашей целью, а сверхнормальность, космичность, трансцендентальность и в то же время мировхождение, космосовхождение в «Я», осознание себя Микрокосмом как сжатым Космосом, обладающим безграничным потенциалом к самореализации, самораскрытию, безграничной свободе и, соответственно, безгранич­ной ответственности за все существующее на Земле и в Космосе.  Это есть истинное, светлое знание, которое приведет к возникновению космического сознания, сознания единения, потребности в косми­ческом творчестве, основанном на великом законе Единства и на чувствах радости и любви.
 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ассаджоли Р.  Символы надличных переживаний // Вопросы саморазвития человека. – К., 1989.
2. Мозаика агни-йоги. – Кн. 1. – Тбилиси, 1990.
3. Платон.  Соч. в 3-х т. – Т.1 – М.,1968.
4. Рерих Н.К.  Обитель света. – М., 1992.
5. Тютчев Ф.  Стихотворения. – М., 1978.
6. Фуко М.  История безумия в классическую эпоху. – СПб., 1998.
7. Чехов А.П.  Черный монах / Собр.соч. В 12 т. –Т. 7. – М., 1962.
.
Категория: Содержание статей | Добавил: nshelk (05.02.2012)
Просмотров: 1656 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]


Статистика


Вверх