"Нельзя видеть сквозь мутную воду"
(Е. Рерих)
Идолоизация ментальности, характерная для культуры Запада, проникает постепенно на Восток. Культура разума подавляет культуру сердца, отводя последней место лишь в сфере искусства. В науке и сфере обыденного сознания сердце рассматривается либо как анатомический орган, либо как сфера эмоций. Таким образом, в современном обществе осуществляется разделение, вплоть до противопоставления, культуры сердца и культуры разума. Этот "спор сердца с рассудком, – по-справедливому замечанию Е. Рерих, – является печальною страницею человечества" [1, с. 326], которую нельзя, к сожалению, вырвать, но можно перелистнуть, открыв новую страницу в истории человечества, где будет иметь место единство культуры сердца и культуры разума.
В религии – сердце центральная проблема, ибо лишь "в глубине сердца возможно действительное соприкосновение с Божеством («Dieu sensible аu соеur» (Бог ощущается сердцем) – Паскаль), возможен подлинный религиозный опыт, без которого нет религии" [2, с. 64]. Сердце является средоточием любви, исходящей от Бога, и именно в него проникает божественная любовь. Сердце – это тайна, соединяющая нас с тайной Бога. Христос учил: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим" (Мф. 22: 37).
Такая любовь не объектна, где человек – субъект, а Бог – объект любви, а субъект-субъектна. Здесь человек как бы "впитывает" Бога в себя, всем своим существом сливается с ним, чувствует присутствие Бога в каждый момент жизни, в каждом дыхании. Любовь пронизывает его тело, струится, как кровь, по сосудам. Это ведет к перерождению, про-свет-лению, о-дух-о-творению, бого-подобию человека. И главную роль играет не принадлежность к христианству или другой конфессии, не точное следование догматике той или иной Церкви, а мистический экстаз слияния с Божеством, слияние сердца человека с Сердцем Бога.
Однако, зачастую, в современных религиях имеет место абсолютизация конфессиональной догматики, которая объявляется истиной в последней инстанции. И все, что идет вразрез с догматикой данной конфессии, объявляется не только ложным, но и исходящим от Сатаны. Духовная свобода подавляется буквой закона и тем самым нивелируется животворящая сила духа. Этот процесс начался еще на заре развития Церкви, развития христианства, о чем свидетельствуют слова апостола Павла: "Буква убивает, а дух животворит" (2 Кор. 3: 6). Именно буква закона в лице иудейских первосвященников и иудеев распяла Христа, именно буквой закона зверски пытали в застенках католической инквизиции, а затем сжигали измученных людей на кострах (проповедуя любовь к врагам!..); именно буква закона воодушевляла на "священные" войны – крестовые походы, где брат убивал брата, обагряя алтарь Бога кровавыми человеческими жертвами, именно буква закона на устах многих современных священнослужителей, проповедующих лишь рабское послушание и богобоязненность. Но страх не соединяет с Богом, он является барьером между человеком и Богом. От страха любое существо всегда хочет избавиться, более того, страх является прямой противоположностью любви.
История религии и пророков показывает, что не аскеза, не неукоснительное выполнение обрядов и законов религии приводит к Богу (вспомним аскезу Будды, Мартина Лютера и их поиски встречи с Богом, восстановление утраченной богооставленности), все это "творения" человека, выдумано человеком и Богу не нужно. Богоподобие человека раскрывается лишь через любовь, но не эгоистическую любовь – любовь власти и господства, а альтруистическую любовь – любовь владычества и покровительства, на которую благословил Господь; не через любовь-жертву, а через любовь-радость. Бог любит не жертвенной любовью, он просто не может не любить, ибо любовь составляет Его сущность. Богу нужна добрая душа, открытое Космосу сознание, светлые, духовные знания, чистое сердце и истинная любовь людей. Лишь через альтруистическую любовь, с радостью струящуюся от сердца к сердцу, вовлекая в свою сферу все сущее, весь мир, всю Вселенную, возможно соединение с Сердцем Бога и спасение человека и человечества, которого так жаждут сегодня верующие и неверующие.
И это спасение может быть достигнуто не только в любой конфессии, ибо Бог един и любит всех, чувство вражды и ненависти это сатанинское качество и сатанинское проявление в природе человека, но и среди неверующих в Него людей. Дух Божий свободен и "дышит где хочет". "Неужели Бог – есть Бог иудеев только, а не язычников?– вопрошает апостол Павел, – конечно и язычников" (Рим. 3: 29). Мы все – творения Божьи, Его дети и Он любит всех, подобно солнцу, согревающему своим теплом всю землю, и "Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных" (Мф. 5: 45).
Почему же сегодня так много говорят о спасении и так многие жаждут спасения?
Характерной особенностью современной ситуации в мире, и особенно в нашем обществе, является апокалипсическая настроенность людей, всех объял страх приближающейся гибели человечества. Но апокалипсис не есть физическая гибель мира, это гибель зла, гибель злого, сатанинского начала в человеке и человечестве. Уходить из мира добровольно Сатана не желает. Зло воинственно по своей природе. На балу, вернее оргии Сатаны, которую мы сегодня наблюдаем, часто выглядывает лик Сатаны, воплощающийся в людях, их поведении, будь-то без-ум-ная рок-музыка или дикий рок-танец, будь-то озверение людей, их жестокость, хамство, животность, вплоть до анти-животности, то есть деградации не только духовной и социальной , но и физической, выражающейся в наркомании, алкоголизме, сексуальных извращениях, потере материнского инстинкта. Весь мир превратился в Вавилонскую блудницу, гибель которой предвещалась еще в Откровении Иоанна Богослова.
Особенно болезненно этот процесс происходит в нашей многострадальной стране, которую политики превратили в арену своих политических игр и страстей. Культивирование капиталистического образа жизни, вернее его суррогата, и раздробление страны, в которой всегда жил (и продолжает, несмотря ни на что жить) дух единства, духовности, религиозности, сердечности, приводит, с одной стороны, к всплыванию на поверхность всего "мусора" общества, живущего, выживающего и процветающего куплей-обманом-воровством-продажей; с другой стороны, к опусканию на дно общества интеллигенции, духовных людей в смысле их экономического обнищания и социальной ненужности. Царит товарный и денежный фетишизм.
Атеизм, много лет царивший в нашей стране, изменил лицо, не меняя своей сути. Религию, являющуюся духовным феноменом, социализировали, она стала модной. Все одели кресты и крестики, большинство молодежи стало венчаться в церкви. Государство официально объявило о праздновании религиозных праздников, не понимая, что нельзя заставить праздновать религиозный праздник неверующих в Бога людей, атеистов, а на новых украинских деньгах (купонах) изобразили храм Божий, Софию Киевскую. Теперь каждый может купить на "Софию" колбасу. София – мудрость Божья, женская ипостась Бога – продается и покупается, ее "мнут" в карманах, "топчут" ногами на улицах, "рвут" при очередной инфляции... Храм Божий на деньгах... И здесь выглядывает смеющийся лик Сатаны...
Казалось бы , победа одержана, и Сатана может пожинать ее лавры, все и всё стало грязным, злым, жестоким, люди утратили Божий лик и последних божьих (духовных) людей растаптывает наше общество сапогом экономического обнищания и социального пренебрежения. Эмиграция достигла огромных размеров. Идет катастрофическая для страны "утечка мозгов". Выживем ли мы или не выживем? Что восторжествует: зло или добро, ненависть или любовь, прагматический разум или объятое любовью ко всему существующему сердце?
Все религии учат, что на смену Царству Зла придет Царство Добра, Божье Царство, в котором будут жить люди по божественным законам, способные чувствовать всю полноту любви Бога и, тем самым, обладающие даром отдавать эту безмерную любовь всему живому, всему существующему, осознавая свое единство со всей Вселенной. Это будут люди с чистым сердцем. Что же такое "чистое сердце"?
Для понимания этого понятия представим себе следующий образ. Бушующее море, небо покрыто тучами, в подводном царстве хаос и мрак. Но вот луч солнца – предвестник окончания бури – пробился сквозь тучи и скользнул по поверхности воды, отразившись в волнах мириадами бликов. Поверхность моря как бы заулыбалась, засветилась и волны заспорили друг с другом кто из них отражает действительное солнце. Но пучина морских вод осталась мрачной после бури, не давая возможности проникнуть свету и радости солнечного луча. Тучи рассеялись, солнце засияло на голубом небосводе, море успокоилось, поверхность его стала гладкой, а вода чистой и прозрачной. И тогда солнце отразилось полностью, не дробясь в воде, а свет его проник глубоко-глубоко, до самого дна. Море и солнце слились воедино.
Так и человечество, раздираемое бурями и страстями, теряет способность видеть целостное Солнце, единого Бога. Каждый луч солнца принимается за все солнце. И в этом не было бы беды, если бы люди не отрицали, что все лучи исходят от единого светила. Все существующие в мире религии имеют единый источник, являются вестью единого Бога из единого духовного мира. И пока волны моря катятся врозь, им невдомек, что отражающееся в каждой волне солнце – это одно, а не тысячи солнц.
Так и человек, которого захлестывают страсти, эмоции, гнев, злость, "бушует" и не способен воспринять Свет и любовь Бога. "Войти" в сердце человека и отразиться в нем адекватно и целостно Бог и Его любовь могут лишь тогда, когда оно будет чистым и прозрачным, как родник.
Как же очистить сердце? Как стать духовным, то есть обрести способность воспринимать Дух Божий, ибо дом Духа – в сердце. Для этого необходимо понять связь сердца и сознания. "Мысль посылается через сердце и принимается через сердце" [1, с. 13]. Мышление и сердце едины. Разрыв этого единства, а тем более их противопоставление, ведет к расщеплению человека. Абсолютизация мышления превращает человека в запрограммированную машину-автомат, абсолютизация сердца ведет к превращению человека в раба своих эмоций и страстей.
Но осознание единства сердца и сознания – лишь первая ступень духовного развития. Далее следует понять и прочувствовать роль мысли в жизнедеятельности человека, в его связи с Космосом. В своем учении о духовном самосовершенствовании "Живая этика" (или "Агни Йога") Е. Рерих пишет: "Надо осознать ответственность за мысли (курсив мой – Н.Ш.). Прежде отвечали за действия, потом поняли значение слова, теперь пора знать пожар мысли... Не только за действия, но и за мышление человечество накопляет тяжкую карму" [1, с. 56]. Очистив сознание от злых мыслей, мы тем самым исключаем возможность дурных слов и поступков, ибо они зарождаются в сознании.
Открыв свое сердце всему миру, "впитав" мир в себя, осознавая "не-Я" как свое "Я", воспринимая "Ты" как инобытие "Я", мы обретаем истинную любовь и истинную радость, мы обретаем способность чувствовать и воспринимать Свет и Любовь, исходящие от Бога.
Свами Вивекананда говорил о трех способах восприятия Бога: Бог как существо, Бог в сердце и единство с Богом, выраженное в словах Христа: "Я и Бог одно" [3]. Первый способ восприятия Бога характерен для наиболее низкого уровня духовности и интеллекта, второй – для более высокого, третий – это высшая духовность. Но каждый раз это встреча с Богом, видение единого Солнца, меняется только характер видения и отчетливость видения.
При первом способе восприятия Бога между Богом и человеком существует дистанция, которую можно выразить словами: "Он там – я здесь. Он – всемогущ, я – ничтожен". Это может привести к "потребительскому" характеру общения с Богом, когда человек ожидает только помощи и покровительства Бога. Часто это ведет к безответственности, вся ответственность "взваливается" на Бога. Человек оправдывает себя своей греховной природой и останавливает его перед совершением греха страх Божьего суда и наказания. Личность не чувствует, не осознает своего богоподобия, страх в ней доминирует над любовью, чувство долга над чувством совести, рабство духа над его свободой.
При втором способе восприятия Бога происходит перерождение человека. Свет и любовь Бога проникает в его сердце и "поселяются" там. Дух Божий одухотворяет человека, происходит второе рождение человека. Первое рождение – во плоти, второе – в духе. (Заметим, что каждый человек способен потенциально, как богоподобное существо, стать духовным, испытать второе, духовное рождение, но не каждый человек реальнорождается второй раз, то есть, одухотворяется и становится духовным). Для
такого человека любовь, добро превращаются из требований религии, которые надо выполнять под страхом наказания (религиозного или общественного), в жизненно насущную потребность, способ жизнедеятельности. "На том стою и не могу иначе", – говорил Мартин Лютер, неся истину Бога в мир. Не должен быть добрым, а не могу быть злым, не должен любить, а не могу не любить. Здесь человек реализует свое богоподобие, ибо для Бога любовь – это способ существования.
Любовь струится из Бога, неся беспредельную радость Его творениям. И чтобы почувствовать эту радость надо открыть "дверь" своего сердца навстречу Богу, "вымыть" окна дома своей души от грязи мыслей, слов и дел. И тогда Бог с большой радостью "поселится" в вашем доме, в вашем сердце, которое переполнит до краев радость и вы засветитесь всем своим существом, засияете как солнце, освещая все и всех.
При третьем способе восприятия Бога человек соединяется с Богом единым каналом, он становится как Бог, способным к со-творчеству с Богом, к общению и со-общению со всеми творениями Божьими (как на Земле, так и за ее пределами), к прохождению сквозь пространственно-временные барьеры, к вхождению в духовный мир и параллельные миры. Возможности такого человека безграничны, он становится истинным сыном или дочерью Бога. Таким Богочеловеком, истинным сыном Бога был Иисус Христос, явивший миру образец образа жизни и мироотношения, в которых реализуется Божий образ и отражается Божий лик. Он показал, что каждый из нас может быть таким же, надо лишь идти по стопам Христа с любовью к Богу. Удалось ли Ему выполнить полностью свою миссию? Увы, нет. Но Христос дал людям веру и надежду на то, что через любовь и чистое сердце человек может соединиться с Богом. Надо лишь очень захотетьзаставить любить и верить нельзя. этого, очень верить в это, ибо
В Нагорной проповеди Иисуса Христа есть слова: "Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями" (Мф. 7: 6). Как сочетается эта мысль с призывом любить всех, даже врагов своих? Здесь следует различать "любовь-касание-осветление" и "любовь-духовное слияние-просветление". В первом случае духовный человек, как солнце светит всем, любит всех и освещает их своей любовью, делая тем самым светлей, добрей и лучше. Во втором случае духовный человек проникает в душу Другого, способного, готового и желающего того духовного контакта, ведущего к духовному слиянию, общению душ, духовному взаимообогащению. "Свинья" к этому не способна, она живет в навозе и не может понять красоту жемчуга. Ей надо прежде стать человеком. Указ можно повторить, но нельзя глаза насильно открыть. Спящий пусть спит. Нельзя заставить быть духовным, очистить свое сердце и мысли, человек должен к этому прийти своим путем. Можно лишь указать путь, показать Солнце, чтобы человек почувствовал его тепло. "Нет вреднее занятия, нежели навязывание веры,– читаем мы в "Живой этике" Е.Рерих.– Привлекаются люди красотою и светлыми знаниями" [1, с. 74].
Вспомним, ставшими уже крылатыми, слова Ф.М. Достоевского "Красота спасет мир". Надо лишь увидеть, почувствовать, понять эту красоту, открыть свое сердце и разум навстречу высшей красоте, даримой Богом всем творениям, как проявление Его истинной любви, исходящей из Его Великого Сердца. И тогда, обратив свое сердце к Сердцу Бога, вы почувствуете как бы крепкую нить, связующую вас с Великим Сердцем.
Сегодня в мире существует огромное количество различных институтов учебных и научных, в которых расцветает древо мысли, но, лишенное сердца, оно часто приносит ядовитые плоды, будь-то изобретение атомной бомбы или ядохимикатов, что, в конечном счете, ведет не к развитию человечества, а к его уничтожению. Предотвратить этот губительный процесс может создании нового типа институтов, в которых мысль объединена с сердцем. Институт Сердца явит собою наступление нового этапа развития человечества, "будет Храмом расы будущей" [1, с. 331].
ЛИТЕРАТУРА 1.Мозаика Агни Йоги. В 2-х т. – Тбилиси: Хеловнеба, 1990. – Т.
2.Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. –1990. – № 4.
3. Вивекананда С. Христос – посланник //Наука и религия. – 1991. – № 6.
|